Опубликовано в Омское Мужское Общество
08.07.2016

ФИЛЬМ «КРАСОТКА» (1990): ДОБРЫЙ ОСКАЛ ПРОСТИТУЦИИ

«Красотка» («Pretty Woman») – известная мелодрама о счастливой любви проститутки и богатого бизнесмена с Джулией Робертс и Ричардом Гиром в главных ролях. Премьера картины состоялась 23 марта 1990 года. Фильм был отмечен номинациями на престижные американские кино-премии, в одной из которых победил (Золотой глобус – лучшая женская роль в комедии или мюзикле).

Выйдя на экраны 26 лет назад, «Красотка» до сих пор не теряет зрительского интереса и любима многими в качестве «красивой истории о Золушке». Зачастую воспринимается классикой или даже культовым кино.

Cтруктура фильма такова: 1) есть одарённая и необыкновенная девушка-проститутка Вивиан, живущая не той жизнью, какой следовало бы -> 2) эта необыкновенная девушка встречает богатого мужчину Эдварда, который тоже идёт не совсем по правильному пути – разрушает чужие компании, когда как мечтал создавать что-то своё -> 3) они заинтересовываются друг другом, влияют друг на друга, влюбляются и остаются вместе.

Поверхностно мораль фильма выглядит так:

— с точки зрения Вивиан – если ты попал в трудное положение, главное оставаться хорошим человеком, и тогда тебе может выпасть шанс улучшить свою судьбу;
— с точки зрения Эдварда – поучиться можно у любого человека, смотри в самую его суть, не обращая внимания на оболочку, и отыщешь сокровище;
— с точки зрения обоих – любви все покорны.
К этим поверхностным смыслам «Красотки» мы ещё вернёмся позже.

Для того, чтобы разобраться, чему нас действительно здесь учат, конечно, нужно рассмотреть историю более углублённо. Абсолютно ясно, что невозможно обойти вниманием тот момент, что главная героиня фильма – проститутка. С этого и начнём разбор.

Что представляет собой проституция?
Проституция (от лат. prostitutio – «предание разврату, выставление на позор») – деструктивный социальный феномен купли-продажи секса.

Зачастую главным фактором возникновения и существования этого явления называют экономический – подобные «услуги» начинают продавать якобы из-за трудностей с трудоустройством и заработком. Однако, совершенно ясно, что нехватка денег и проблемы с работой могут выступать только лишь косвенными причинами проституции. Большинство людей будут готовы искать хоть малейшую возможность заработать приемлемым способом, какие почти всегда есть, или же умереть голодной смертью, но ни в коем случае не продавать сексуальные «услуги».

Феномен проституции является разрушительным для человека, известным образом выражаясь в ухудшении его физического и психического здоровья (венерические заболевания, психические, быстрая «изнашиваемость» тела и др.). В обществе проституция чаще всего закономерно идёт рука об руку с сексуальными извращениями, насилием, наркоманией, воровством.

Как подаётся тема проституции в фильме Красотка?
В фильме прекрасно прослеживается абсолютно снисходительное, а во многом даже положительное отношение к проституции, которое различными методами, о которых речь пойдёт ниже, транслируется зрителю.

I. Проституция приемлема и положительна (-)

1) Проституция – просто не очень удачная профессия (-)

Очень часто для нивелирования пагубности проституции её ложным образом позиционируют как обыкновенную профессию/ремесло/промысел. Аналогичное прослеживается и здесь.

— Эдвард спрашивает у Вивиан: «Сколько вы, девушки (проститутки), получаете сейчас?»
— Говорит ей у отеля: «Поедешь назад в свой офис?»
— Когда нанимает её на неделю, объясняет, что ему нужен «профессионал».
— В разговоре о её судьбе снова упоминает профессиональность: «И ты выбрала это профессией?»
— Когда Вивиан замечает, что, оставшись у него на ночь, с утра забыла, где она, Эдвард спрашивает: «Профессиональный риск?».
— Все эти нейтральные лексические обороты абсолютно ясно дают понять, с какого ракурса феномен проституции здесь представлен: офис, риски, тарифы. -> Проституция = просто профессия.

Важно понимать, что любые параллели проституции с трудом и профессией – это работа по нейтрализации её реального значения. В действительности проституция – не профессия, а глубоко разрушительное явление, которое лишь маскируется под профессию для того, чтобы быть оправданным. Тезис, что проституция – это профессия, поверхностно выглядит логичным – благодаря тому, что одна сторона затрачивает усилия, а другая – эти усилия принимает за деньги. Но назвали бы вы оплаченное отстреливание людей (усилия + деньги), грабёж (усилия + деньги) или ещё какие-либо асоциальные действия, совершенные в связи с деньгами – профессией? Здесь точно так же. Деградантские действия по постепенному разрушению себя и других, вредящие обществу, пусть и затрачивающие усилия и приносящие доходы – не труд и не профессия.

Проституция в «Красотке» нигде должным образом не осуждается и не изображается трагически, как транслировало бы поучительное кино, а представлена как допустимая, просто не самая удачная занятость, которую легче легкого сменить, когда надоест – одну должность на другую, получше.

Ложь «Красотки»: Проституция – просто не очень удачная профессия.
Правда: Проституция – разрушительное социальное явление и духовное падение человека.

2) Можно заниматься проституцией и оставаться хорошим, нравственно чистым человеком (-)

Следом за тем, что проституция не изображается осуждающе или трагически, а представлена приемлемой занятостью, в «Красотке» тянется другая подмена: на примере главной героини изображено, что можно стать проституткой и остаться при этом хорошим человеком с большой чистой душой. Раз проституция это просто выбор не очень удачной работы – то она как бы и не связана с моральным обликом человека.

В фильме через отношение героев Эдварда и Барри Томпсона к героине-проститутке в первую очередь, как к хорошему, душевному человеку, каким она изображена, продвигается идея, что не надо оценивать человека по его профессии (человек отдельно – профессия отдельно). Но опять и опять – проституция не профессия, а моральная деградация. И, таким образом, здесь получается, что, позиционируя проституцию как профессию + добавляя, что не надо по профессии человека оценивать -> фильм парадоксально и подменно учит, что якобы не нужно оценивать духовно падшего человека (проститутку) по его духовному падению (занятию проституцией).

Фильм говорит, не оценивать человека по занятию им чем-то порочным, а оценивать по душевным качествам, которые здесь как бы не связаны с порочными делами, однако в реальности невозможно разграничить моральный облик человека и занятие им чем-то безнравственным, т.к. одно обуславливает другое. Нельзя заниматься проституцией и быть нравственно чистым человеком с нимбом над головой, как это изображается через главную героиню «Красотки».

Таким образом, один из поверхностных моральных посылов «Красотки», демонстрируемых через Вивиан, – если ты попал в трудное положение, главное оставаться хорошим человеком – в контексте этого фильма ложен, поскольку становление проституткой, будучи не просто трудным положением, а личным моральным падением, по определению отменяет возможность оставаться хорошим, нравственным человеком. Одно (проституция) полностью противоречит другому (оставаться хорошим человеком) по смыслу.

Тем самым, в «Красотке» прослеживается очень опасный анти-урок для зрителя: можно заниматься чем-то порочным и быть при этом хорошим человеком.

ЛОЖЬ «Красотки»: Занятие проституцией не влияет на моральный облик человека и не связано с ним. Можно заниматься безнравственным делом (проституцией) и быть духовно чистым и прекрасным человеком (главная героиня – обаятельна, добра, положительна, в неё влюбляются за её прекрасные человеческие качества).
ПРАВДА: Проституция = безнравственность. Невозможно заниматься чем-то безнравственным и быть при этом нравственно чистым, положительным человеком. Порочные занятия серьёзно «пятнают» и «деформируют» человека.

3) Разграничение проституток на плохих и хороших (-)

Далее, чтобы не обелять проституцию уж слишком явно, в фильме проведено следующее. Проститутки в фильме чётко разграничены на плохих и хороших. Несколько раз упоминаются плохие проститутки: зарезанная и найденная в мусорном контейнере проститутка-наркоманка «Тощая Мари» и глуповатая проститутка Рейчел, арест которой коротко упоминается в одном из разговоров. Им противопоставляются главная героиня Вивиан и её подруга Кит. Они изображены милыми и заботящимися друг о друге весёлыми подружками – «хорошими» проститутками с большой душой и отличным потенциалом.

Такое расслоение составных (проституток) асоциального, разрушительного феномена (проституции) – просто манипуляция сознанием зрителя. Дробление на экране однозначно асоциального и разрушительного явления на хорошие и плохие полутона – это очевидный вклад в позитивирование этого явления в массах зрителей (поскольку если часть негативного явления предлагается считать положительной, это отражается и на восприятии этого явления в целом как не полностью плохого).

ЛОЖЬ «Красотки»: Проституция – просто профессия -> «просто профессия» не связана с моральным обликом человека -> есть плохие проститутки, которые сами по себе такие, а есть проститутки хорошие, добрые и нравственные.
ПРАВДА: Проституция – негативное явление без полутонов. Становление проституткой – также негативно без каких-либо оправдательных полутонов.

Читать полную версию статьи на сайте: https://whatisgood.ru/tv/films/film-krasotka-1990-dobryiy-oskal-prostitutsii/

Настоятельно рекомендуем прочитать статью целиком (она довольно большая), чтобы получить детальное представление об этом культовом фильме и использованных в нём технологиях манипуляции сознанием зрителя.
Фильм Красотка 1990 («Pretty Woman») – известная мелодрама о счастливой любви проститутки и богатого бизнесмена с Джулией Робертс и Ричардом Гиром в главных ролях. Зачастую воспринимается классикой … https://whatisgood.ru/tv/films/film-krasotka-1990-dobryiy-oskal-prostitutsii/

ФИЛЬМ «КРАСОТКА» (1990): ДОБРЫЙ ОСКАЛ ПРОСТИТУЦИИ

ФИЛЬМ «КРАСОТКА» (1990): ДОБРЫЙ ОСКАЛ ПРОСТИТУЦИИ

0

Комментарии